Для взрослых

Занятия в воскресной школе для взрослых проводятся
каждый четверг в 18-00 и по воскресеньям с 11-00 (кинолекторий).

Чтобы общее дело не прекращалось…

Стремительно меняется современная жизнь. С каждой минутой бег времени все ускоряется, только человек не торопится задуматься о своей жизни, о своем предназначении.

Кому-то эти слова покажутся избитыми и ничего незначащими. Подумаешь, еще столько лет впереди для осознания себя! Но откуда знаешь ты, человек, как долго будешь жить здесь, на Земле, и когда Господь призовет тебя?

По статистике, более 80% русскоязычного населения нашей страны считают себя православными. Как же, крещеные, крестики иногда носим. А вот во что и как верим, не знаем. Считаем, что вполне достаточно, что Бог есть в душе. А о том, что в той душе есть, не рассуждаем. И не понимаем, зачем в храм ходить, ноги отстаивать? Свечи же ставим периодически… Ну и что, что не знаем, как правильно перекреститься, и почему пальцы именно так складываем. Пришел же в храм, и радуйтесь! Это только фанатики головы себе «ломают», как да что. А мне так удобно…

Удивительно, но наши предки, чтобы стать православными христианами готовились к этому наиважнейшему событию в жизни кто год, а кто и три. Участвовали в жизни Церкви, несли послушания, изучали Закон Божий. И только после благословения священника принимали Таинство крещения. И дорожили тем, что допустил их Господь правильно Его славить. Тогда и называлась Русь Святой.

Слава Богу, что и сейчас есть те, кому дорога вера предков. Кто не стесняется того, что мало знает о Боге, и горит желанием узнать как можно больше о Нем, святых, о богослужении. Не зря Господь о таких сказал: «блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф.5:3–12 и Лк.6:20–23).

Вот уже более трех лет каждый четверг воскресная школа прихода св.ап. Петра и Павла г. Волгодонска собирает всех желающих узнать о вере православной. И радостно, что торопятся люди в школу, чтобы не опоздать на занятия. Кто-то из слушателей работает, кто-то находится уже на заслуженном отдыхе. Атмосфера на занятиях теплая, дружеская, братская.

Начинаются занятия с молитвы и чаепития. Затем тарелки с кружками быстро сменяются на тетрадки с ручками и учебниками. Закон Божий, катехизис, история Ветхого и Нового Заветов, церковно-славянский язык и состав богослужения (Литургика) – такие предметы изучаются в воскресной школе. Занятия проводят катехизаторы, прошедшие обучение на епархиальных курсах в г.Ростов-на-Дону и Высших богословских курсах в г.Москва. И, конечно же, настоятель храма дает объяснения по животрепещущим вопросам. И как в любой школе задаются домашние задания.

По сложившейся традиции в начале занятия зачитываются доклады по заданным темам: церковный праздник и житие святого, главы из Ветхого Завета. Конечно, разбираются и интересующие темы. Но какие бы не обсуждались вопросы, у них есть связующая нить – Христос. Приняв Таинство крещения, для человека открываются пути соединения с Богом уже в этой, земной его жизни. Если человек старается исправить свою жизнь, стать чище и лучше душой, он непременно будет стремиться в храм. Церковь – это не просто здание, на стенах которого висят иконы. Это – дом Божий, в котором пребывает Господь. Бог – не абстрактная субстанция, сказка или нечто необычное. Он – реальная Личность, по образцу и подобию Которой создан человек. И те, кто хочет быть с Ним, каждое воскресенье спешат в храм на Божественную литургию.

Литургия – это, в буквальном смысле слова, общее дело. То есть когда мы все вместе, все православные христиане во всех странах, приходим в воскресный, праздничный или в какой-то другой день, чтобы быть собранными едино вокруг Христа. Это дело наше общее. Не только священников, бабушек, особо благочестивых мирян и монахов. Это дело нас всех. Потому что за литургией совершается главное, чем мы живем, – Таинство Причастия. Это тоже наше общее дело, без которого христианин не может называться христианином. Святой праведный Иоанн (Кронштадтский) говорил: «…в нас нет истинной жизни без источника жизни – Иисуса Христа. Литургия есть сокровищница, источник истинной жизни, потому что в ней Сам Господь. Владыка жизни преподает Себя Самого в пищу и питие верующим в Него и в избытке дает жизнь причастникам Своим… Наша Божественная Литургия, и в особенности Евхаристия, есть величайшее и постоянное откровение нам любви Божией».

И важно то, что общее дело не заканчивается в стенах храмах. Оно выходит за церковную ограду, заставляя живущих в миру людей задумываться о своей жизни. Заставляет увидеть, что есть другая жизнь – жизнь с Богом.

Одна из старейший прихожанок храма, его основательница и слушательница воскресной школы Наталья Архиповна говорит: «Не напрасно были затрачены нами силы на создание в советское время этой церкви. Многое пришлось пережить, чтобы получить документы и собрать средства на будущий храм. С Божьей помощью это нам удалось. И, слава Богу, что в нем теперь уже не один десяток лет совершаются богослужения и сейчас действует воскресная школа для взрослых. Отрадно, что на занятиях продолжается проповедь слова Божьего. Это придает сил».

Понимая важность этого, и торопятся каждый четверг при любой погоде люди на занятия в воскресную школу.

***

У каждого человека, т.е. у любого из нас, есть вера. Кто-то верует в себя, другой в судьбу, третий – в некоего абстрактного бога, который где-то там, какой-то разум…

По определению Православного катехизиса: «Вера – состояние психологической уверенности в истинности некоторых положений, которые не могут быть логически доказаны и опытно проверены».

Применительно к христианской религии вера означает уверенность в бытии Бога и духовного мира, а также в исполнении Божественных обетований. Апостол Павел раскрывает для нас этого определение веры: «Осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Верой мы можем назвать и сам предмет уверенности, т.е. учение Православной Церкви.

В этом смысле можно говорить о христианской, мусульманской, иудейской и другой верах.

Молясь, мы вступаем в общение, в личностное общение с Богом, соединяясь теснейшим внутренним союзом. Так мы получаем драгоценнейший опыт богообщения, через который входит в нас Божественная благодать. Сам Христос вселяется в наши сердца. В Священном Писании очень много примеров искренней, твердой веры в истинного Бога.

Вспомним Авраама и его жертвоприношение. Современному человеку нелегко понять, как можно принести единственного сына в жертву? Именно отсечение от своей воли и предания себя в руки Божии и привело Авраама к этому поступку. Апостол Павел пишет: «Поверил Авраам Богу и это вменилось ему в праведность» (Рим.4,3). Мы, сегодняшние христиане, полагаемся во всем только на себя и не торопимся положиться на волю Божию. Оттого и нет у нас, нынешних, подвижников.

То же можно сказать и о жертве. Жертва в понимании верующих в истинного Бога – отдать самое лучшее, первое, чтобы угодить Ему. Посвятить первородного сына служению Господу.

Мы же сегодня жертвуем на храм по остаточному принципу. Таким образом, поступаем наоборот, из принципа: лучшее, первое – себе. Поступая так, мы складываем определенный семейный уклад. И это видят наши потомки – наши дети. А ведь все, в том числе и вера, передавалась собственным примером: от деда отцу, от отца – сыну.

Правда, еще не все потеряно, и можно положение исправить. И если мы олицетворяем себя со званием православного христианина, то и путь наш должен идти ко Христу, безоговорочно полагаясь на Святую Божественную волю.

Сергей Казачков, катехизатор храма св. ап. Петра и Павла г.Волгодонска,
тел. 89281603184